Skip to main content
0 / 37
Completion requirements

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

План лекции

1. Структура, стадии, типы политического процесса. 

2. Понятие и классификация субъектов политического процесса

3. Политическая деятельность: политическое поведение, политическое участие, политические действия

 

Структура, стадии, типы политического процесса

Прежде чем дать определение понятия «политический процесс», необходимо уяснить общенаучное значение термина «про­цесс». Процесс (от лат. processus – продвижение) – последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Зачастую определяют политический процесс как естествен­ный ход событий, обусловленный различными обстоятельствами. Если один из участников этих событий является субъектом поли­тики, то этот процесс является политическим. Рядовые граждане под политическим процессом понимают все, происходящее в по­литике. Некоторые исследователи трактуют политический процесс как совокупность действий, направленных на решение политиче­ских целей; как определенный политический порядок; как процесс принятия и реализации решений. Политический процесс рассматривается как способ функцио­нирования политически организованного общества, связанный с учреждением, осуществлением, эволюцией, изменением природы публичной власти. Политический процесс представляет собой совокупную дея­тельность всех субъектов политических отношений, результатом которой является формирование и функционирование политиче­ской системы общества. Политический процесс - это взаимодействие и деятельность политических субъектов, включенных в динамику практически-политических отношений. В нем находят отражение характер, степень политического участия различных сил, их отношение к существующей власти и тому политическому курсу, который эта власть проводит.

 Рассмотрим структуру политического процесса.

Во-первых, входит субъект – носитель власти. Различают официальных и неофициальных субъектов политического процесса. Официальные – лица и институты, которые наделены властными полномочиями. Неофициальные – группы интересов, политические партии, общественные движения, отдельные граждане, которые хотя и могут играть доминирующую роль в различных ситуациях, но не обладают официальными властными полномочиями.

Во-вторых – объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса.

В-третьих – средства, методы, ресурсы, исполнители процесса (ресурсы – знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и т.д.). Можно выделить три уровня политического процесса в зави­симости от сферы участия, степени вовлеченности субъектов в решение проблем.

• Микрополитика - действия индивидов, групп, направленные на обеспечение себе поддержки со стороны официальных субъек­тов.

•  Подсистемный уровень (подсистема политики) - деятель­ность людей, которая регулируется определенными границами, т.е. частные виды политики (жилищное строительство, транспорт, коммунальное хозяйство).

 • Макрополитика - уровень высших государственных офици­альных лиц, лидеров парламента, правительства. Политика существует в определенной среде, в которой функ­ционирует политический процесс. Среда может как сдерживать развитие политической системы, так и способствовать ему. Во внешнюю среду включаются такие характеристики, как географи­ческие (геополитика, наличие природных ресурсов), демографи­ческие (возраст, национальный состав населения), экономические (уровень благосостояния, безработица, формы собственности), социальные, духовные и другие факторы. Политический процесс можно рассматривать как взаимо­действие субъектов политики на центральном и региональ­ном уровнях, функционирование законодательных, исполни­тельных, судебных органов и административных служб.

Выделяют фазы (или этапы) политического процесса:

форму­лирование или вызревание политической проблемы; выдвижение проблем на повестку дня политики; принятие политического ре­шения; исполнение принятых решений; оценка исполнения, эф­фективности и значения принятых политических решений.

 Политическая деятельность начинается с четкого формулиро­вания целей. Это связано с этапом формулирования или вызрева­ния политической проблемы (policy formulation). Этап политиче­ского процесса, называемый «формулирование политики», связан с выработкой политического курса. В выработке политического курса принимают участие различные группы (государственные служащие, советники по политическим вопросам, политические партии; те, кто формулирует общественное мнение: СМИ, иссле­довательские центры). Государственная служба вносит вклад в выработку стратегического курса, поскольку призвана на практи­ке осуществлять все меры государственной политики и первой обнаруживать сбои в ее реализации.

 Выдвижение проблем на повестку дня политики (policy agenda). Посредниками в выявлении значимых политических про­блем выступают институты представительства интересов различ­ных социальных групп: общественные объединения, политиче­ские партии, СМИ, избирательные кампании, аппарат государственного управления (бюрократия). Политическая проблема рассматривается с точки зрения аль­тернативных путей достижения целей, последствий принятых ре­шений (decision making process). По сути это стадия разработки программ по различным направлениям государственной полити­ки. Исполнение принятых решений (policy implementation) осно­вано на изыскании ресурсов и организации взаимодействия между различными уровнями государственной власти. Заключительной фазой является оценка исполнения, эффективности и значения принятых политических решений (policy evalution). Разработка политической стратегии тесно связана с оценкой результатов, выходов политики. Они в свою очередь определяют среднесрочные перспективные задачи: механизм госу­дарственной власти должен обеспечивать демократически из­бранному правительству возможность проведения в жизнь своей государственной программы, обеспечение контроля за результа­тами проводимой политики .

 

Понятие и классификация субъектов политического процесса.

 Субъекты политического процесса - это силы, способные участвовать в политическом процессе. Субъект политики – это конкретно-исторический носитель политической деятельности, направленной на завоевание, защиту и использование власти. От субъектов политики следует отличать субъектов власти. Субъекты власти - общественные группы (элиты, лобби) и от­дельные индивиды (лидеры), выполняющие политические функ­ции и реализующие властные полномочия. Статус субъекта политики (или политического актора) обре­тается путем политического и идеологического воспитания, ус­воения политических норм и принципов, приобщения к одной или нескольким организациям или группам. Классификацию субъектов политики можно провести по не­скольким основаниям. Так, по уровню субъектов вы­деляют: личность, социальные общности, политические институты. Личность - это потенциальный субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом, человеку необходимо освоить полити­ческий опыт, выработать позицию в политическом процессе. М. Вебер писал, что все индивидуальные участники политики делятся на три группы. Политики по случаю - люди, которые участвуют в политике время от времени. Политиками являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на политическом собрании.   

Классификация субъектов политики:

 Личность. Социальные общности. Политические институты. Политические роли. Политики по случаю. Политики по совместительству. Политики по профессии. Народ. Социальный класс. Социальная группа. Страта. Этническая группа. Нация. Электорат. Политическая элита. Государство. Политические партии. Общественные орга­низации, движения. Группы интересов. Группы давления.

Политики по совместительству – те, кто более активен в политической жизни. Такие люди стремятся попасть в руководящие органы партий, входят в группы поддерж­ки. Политики по профессии – это те, для кого политика становит­ся делом жизни. Социальные общности - совокупный субъект политики, от­ражающий коллективное сознание; группы людей, объединенных по различным социальным признакам, имеющих общие интересы. Когда та или иная общность становится субъектом политики? Когда существует прочная связь между ее членами, осознание общих интересов, организация и координация действий руково­дящими центрами. Социальная группа - объединение людей по какому-либо при­знаку. Страта (от лат. стратум – слой) – объединение людей по ря­ду характеристик: доходы, владение собственностью, социальный статус, образ жизни. Этнос - исторически сложившаяся на определенной террито­рии устойчивая группа людей, которая объединена общностью самосознания, языка, культуры, быта, социально-психологическо­го склада, традиций и обычаев. Народ – это население всей страны; вся совокупность групп, страт, этносов данного общества; множество людей, имеющих общую историческую судьбу, социальный опыт, территорию, со­циально-психологические черты. Политические институты - это учреждения или системы учреждений, организующие осуществление политической власти; устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. Институты бывают формальными и неформальными. Институты –  это установленные учреждения и правила, регулирующие определенную область политических отношений. Например, институт парламентаризма; институт исполнительной власти; институт главы государства; институт политических пар­тий; институт избирательного права. Политический институт – это выражение формализации и де­персонализации политики. Возникновение    института означает закрепление определенных правил и ритуалов поведения.


 Политическая деятельность.

 Политическое поведение - это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической сис­темы. Под политическим поведением понимается совокупность действий различных субъектов (акторов), реализующих свои внутренние установки и статусные позиции. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм. Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов определенной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой ос­нове в процесс политико-властных отношений. Участие в политике – это конкретные практические действия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем речь идет о целенаправленных действиях, сознательно совершаемых. На­пример, сознательно спланированный поход на митинг расцени­вается как политическое участие, а случайное появление там не относится к участию. Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной); опосредованной (представительной). Прямое участие характерно для небольших политических об­щин, для местного самоуправления, референдумов, собраний, ко­гда граждане непосредственно принимают участие в решении го­сударственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления по­литической власти. Опосредованное участие дает больше возмож­ностей для искажения воли масс, которые могут терять контроль над своими представителями. Тем не менее оно является единст­венно возможным в крупных политических системах. Посредни­ками участия в современном обществе выступают политические партии, общественные организации, а его основной формой - вы­боры. Английский ученый А. Марш предложил следующую клас­сификацию типов политического участия:  ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, устойчивость политической системы;  неортодоксальное - несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы (протестное поведение); политические преступления - деятельность, связанная с ис­пользованием нелегитимного насилия (захват заложников, убий­ства, похищения, войны, революции, саботаж и др.). Политическое участие подразделяют также на автономное (свободная добровольная деятельность индивидов) и мобилизаци­онное (имеет принудительный характер, стимулами становятся страх, принуждение). Последний тип участия направлен исключи­тельно на поддержку политической системы, демонстрацию пре­данности правящей элите, всенародного одобрения непопулярной политики. Это квазиучастие (от квази - псевдо). Особое значение для государства имеют протестные формы политического участия граждан. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в це­лом, се нормам, ценностям; негативное воздействие индивида (группы) на сложившуюся ситуацию или конкретные действия властей. К протестным формам относятся митинги, демонстрации, ше­ствия. Факторами недовольства могут быть экономический спад, рост налогов и цен, утрата привычного социального статуса. Про­тест возникает прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду улучшить свое положение, а не у тех, кто стабильно живет плохо. Возможна активизация протеста и при экономическом подъеме, когда рост ожиданий обгоняет экономические возможности удов­летворения потребностей. В любом государстве политический протест протекает в конвенциональных (разрешенных властями) акциях и неконвенциональных формах (запрещенных действиях). Чтобы придать про­тесту цивилизованную форму, необходимо обеспечивать Реализацию политических прав. Крайней формой неконвенцио­нального протеста является политический терроризм, цель кото­рого – убийства, провоцирование взрывной ситуации в стране, захват заложников. Ядро террористических организаций состав­ит лица в возрасте от 20 до 30 лет, зачастую с завышенными притязаниями, агрессивные, обвиняющие других в собственных неудачах. Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов, как на местном уровне так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии R таком обществе политические элиты играют роль лояльных слуг общества, адекватно представляя интересы масс. Политический процесс состоит из действий. Политическое действие - вмешательство отдельного человека или группы в от­ношения власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Понятия «политическое участие» и «политическая деятель­ность» в учебной литературе не всегда разводятся. Понятие «по­литическое участие» сложилось в политологической литературе в рамках поведенчески ориентированных исследований, где на­чальной точкой анализа является отдельный индивид. Понятие «политическая деятельность» формировалось в рамках исследова­ний, где анализ начинается не с отдельного индивида, а социума как целостности. Итак, политическая деятельность социальных групп и инди­видов связана со стремлением усовершенствовать или изменить социально-экономический и политический порядок. Политиче­ские действия связаны с выражением интересов различных групп. От того, какой идеологии придерживаются участники политиче­ского процесса, зависит, направлена ли их деятельность на рево­люционные изменения общества или на его реформирование. В любой политической системе имеются также определенные нор­мы, правила игры, которые обязаны соблюдать участники поли­тического процесса. Различают позитивное политическое действие, заключаю­щееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы прекратить что-то делать. Политические действия можно разделить на рациональные  и иррациональные. Рациональное действие означает, что его агент  (субъект) имеет четкое представление о целях, знает адекватные им целям методы, способен эффективно применять их, устанав­ливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, пи она не приводит к желаемым результатам. Политические действия могут быть стихийными или организовонными. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы. Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действитель­ности. Максимальным радиусом влияния обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война. Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Социальные революции возникают как следствие нарастания противоречий в обществе, по­тери властями легитимности. Революционный взрыв могут вызвать война, политический кризис, интервенция, тупики в решении соци­альных проблем, политическая коррупция и т.д. Выделяются следую­щие типы социальных революций: антиимпериалистические (нацио­нально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, народные, народно-демократические, социалистические. В связи с тем, что не все слои населения поддерживают рево­люционные изменения в обществе, формируется движение, кото­рое выступает против революции. Контрреволюция - это полити­ческое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями и теми, кто порвал с революцией. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и вос­становление прежних порядков. Открытое сопротивление народа законной власти может вы­ражаться в мятежах, бунтах, крестьянских войнах. Бунт - резуль­тат возмущения масс действиями местных властей, перерастаю­щего в беспорядок, погромы. Второй тип политических действий составляют реформы. Они ведут к общественным переменам, не подрывая основ суще­ствующего строя и власти правящего класса. Классическим при­ором успешных реформ, проведенных в XX в., можно считать реформы в развитых странах, которые способствовали решению многих социальных проблем, предотвращению социальных конфликтов. К третьему типу политических действий относятся политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор. Они ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия. Государственные перевороты – это, как правило дело рук представителей аппарата власти или самих правящих групп, тогда как путч – дело политических аутсайдеров. Примером специфических политических действий служат ми­тинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шест­вия и т.д. Особыми видами политических действий являются вы­боры и проведение избирательных кампаний, референдумы официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры. Специфическим типом политических действий является попу­лизм, который принято определять как деятельность, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и по­нятности предлагаемых мер. Популист в современной политике – это деятель, заигрывающий с массами. В современных условиях разумной альтернативы реформам нет. Всем политическим силам необходимо стремиться к согла­сию, создавая атмосферу доверия. Альтернатива гражданского согласия – вражда. Насилие порождает только ответное насилие и вражду. Непрепятствование событиям идти своим чередом называется абстенционизмом. Люди, устраняющиеся от занятия гражданской позиции, иногда полагают, что находятся вне политической игры, вне интересов групп. Однако на практике такая позиция укрепляет определенную политическую линию. Абстенционизм практикует­ся изнутри и вне политической системы. Нейтралитет некоторых государств может рассматриваться как внешний абстенционизм. Отказ от участия в выборах, голосовании называют абсенте­измом.


You have completed 0% of the lesson
0%