Лекция 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
План лекции
1. Структура, стадии, типы политического процесса.
2. Понятие и классификация субъектов политического процесса
3. Политическая деятельность: политическое поведение, политическое участие, политические действия
Структура, стадии, типы политического процесса
Прежде чем дать определение понятия «политический процесс», необходимо уяснить общенаучное значение термина «процесс». Процесс (от лат. processus – продвижение) – последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Зачастую определяют политический процесс как естественный ход событий, обусловленный различными обстоятельствами. Если один из участников этих событий является субъектом политики, то этот процесс является политическим. Рядовые граждане под политическим процессом понимают все, происходящее в политике. Некоторые исследователи трактуют политический процесс как совокупность действий, направленных на решение политических целей; как определенный политический порядок; как процесс принятия и реализации решений. Политический процесс рассматривается как способ функционирования политически организованного общества, связанный с учреждением, осуществлением, эволюцией, изменением природы публичной власти. Политический процесс представляет собой совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, результатом которой является формирование и функционирование политической системы общества. Политический процесс - это взаимодействие и деятельность политических субъектов, включенных в динамику практически-политических отношений. В нем находят отражение характер, степень политического участия различных сил, их отношение к существующей власти и тому политическому курсу, который эта власть проводит.
Рассмотрим структуру политического процесса.
Во-первых, входит субъект – носитель власти. Различают официальных и неофициальных субъектов политического процесса. Официальные – лица и институты, которые наделены властными полномочиями. Неофициальные – группы интересов, политические партии, общественные движения, отдельные граждане, которые хотя и могут играть доминирующую роль в различных ситуациях, но не обладают официальными властными полномочиями.
Во-вторых – объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса.
В-третьих – средства, методы, ресурсы, исполнители процесса (ресурсы – знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и т.д.). Можно выделить три уровня политического процесса в зависимости от сферы участия, степени вовлеченности субъектов в решение проблем.
• Микрополитика - действия индивидов, групп, направленные на обеспечение себе поддержки со стороны официальных субъектов.
• Подсистемный уровень (подсистема политики) - деятельность людей, которая регулируется определенными границами, т.е. частные виды политики (жилищное строительство, транспорт, коммунальное хозяйство).
• Макрополитика - уровень высших государственных официальных лиц, лидеров парламента, правительства. Политика существует в определенной среде, в которой функционирует политический процесс. Среда может как сдерживать развитие политической системы, так и способствовать ему. Во внешнюю среду включаются такие характеристики, как географические (геополитика, наличие природных ресурсов), демографические (возраст, национальный состав населения), экономические (уровень благосостояния, безработица, формы собственности), социальные, духовные и другие факторы. Политический процесс можно рассматривать как взаимодействие субъектов политики на центральном и региональном уровнях, функционирование законодательных, исполнительных, судебных органов и административных служб.
Выделяют фазы (или этапы) политического процесса:
формулирование или вызревание политической проблемы; выдвижение проблем на повестку дня политики; принятие политического решения; исполнение принятых решений; оценка исполнения, эффективности и значения принятых политических решений.
Политическая деятельность начинается с четкого формулирования целей. Это связано с этапом формулирования или вызревания политической проблемы (policy formulation). Этап политического процесса, называемый «формулирование политики», связан с выработкой политического курса. В выработке политического курса принимают участие различные группы (государственные служащие, советники по политическим вопросам, политические партии; те, кто формулирует общественное мнение: СМИ, исследовательские центры). Государственная служба вносит вклад в выработку стратегического курса, поскольку призвана на практике осуществлять все меры государственной политики и первой обнаруживать сбои в ее реализации.
Выдвижение проблем на повестку дня политики (policy agenda). Посредниками в выявлении значимых политических проблем выступают институты представительства интересов различных социальных групп: общественные объединения, политические партии, СМИ, избирательные кампании, аппарат государственного управления (бюрократия). Политическая проблема рассматривается с точки зрения альтернативных путей достижения целей, последствий принятых решений (decision making process). По сути это стадия разработки программ по различным направлениям государственной политики. Исполнение принятых решений (policy implementation) основано на изыскании ресурсов и организации взаимодействия между различными уровнями государственной власти. Заключительной фазой является оценка исполнения, эффективности и значения принятых политических решений (policy evalution). Разработка политической стратегии тесно связана с оценкой результатов, выходов политики. Они в свою очередь определяют среднесрочные перспективные задачи: механизм государственной власти должен обеспечивать демократически избранному правительству возможность проведения в жизнь своей государственной программы, обеспечение контроля за результатами проводимой политики .
Понятие и классификация субъектов политического процесса.
Субъекты политического процесса - это силы, способные участвовать в политическом процессе. Субъект политики – это конкретно-исторический носитель политической деятельности, направленной на завоевание, защиту и использование власти. От субъектов политики следует отличать субъектов власти. Субъекты власти - общественные группы (элиты, лобби) и отдельные индивиды (лидеры), выполняющие политические функции и реализующие властные полномочия. Статус субъекта политики (или политического актора) обретается путем политического и идеологического воспитания, усвоения политических норм и принципов, приобщения к одной или нескольким организациям или группам. Классификацию субъектов политики можно провести по нескольким основаниям. Так, по уровню субъектов выделяют: личность, социальные общности, политические институты. Личность - это потенциальный субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом, человеку необходимо освоить политический опыт, выработать позицию в политическом процессе. М. Вебер писал, что все индивидуальные участники политики делятся на три группы. Политики по случаю - люди, которые участвуют в политике время от времени. Политиками являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на политическом собрании.
Классификация субъектов политики:
Личность. Социальные общности. Политические институты. Политические роли. Политики по случаю. Политики по совместительству. Политики по профессии. Народ. Социальный класс. Социальная группа. Страта. Этническая группа. Нация. Электорат. Политическая элита. Государство. Политические партии. Общественные организации, движения. Группы интересов. Группы давления.
Политики по совместительству – те, кто более активен в политической жизни. Такие люди стремятся попасть в руководящие органы партий, входят в группы поддержки. Политики по профессии – это те, для кого политика становится делом жизни. Социальные общности - совокупный субъект политики, отражающий коллективное сознание; группы людей, объединенных по различным социальным признакам, имеющих общие интересы. Когда та или иная общность становится субъектом политики? Когда существует прочная связь между ее членами, осознание общих интересов, организация и координация действий руководящими центрами. Социальная группа - объединение людей по какому-либо признаку. Страта (от лат. стратум – слой) – объединение людей по ряду характеристик: доходы, владение собственностью, социальный статус, образ жизни. Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая группа людей, которая объединена общностью самосознания, языка, культуры, быта, социально-психологического склада, традиций и обычаев. Народ – это население всей страны; вся совокупность групп, страт, этносов данного общества; множество людей, имеющих общую историческую судьбу, социальный опыт, территорию, социально-психологические черты. Политические институты - это учреждения или системы учреждений, организующие осуществление политической власти; устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. Институты бывают формальными и неформальными. Институты – это установленные учреждения и правила, регулирующие определенную область политических отношений. Например, институт парламентаризма; институт исполнительной власти; институт главы государства; институт политических партий; институт избирательного права. Политический институт – это выражение формализации и деперсонализации политики. Возникновение института означает закрепление определенных правил и ритуалов поведения.
Политическая деятельность.
Политическое поведение - это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической системы. Под политическим поведением понимается совокупность действий различных субъектов (акторов), реализующих свои внутренние установки и статусные позиции. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм. Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов определенной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. Участие в политике – это конкретные практические действия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем речь идет о целенаправленных действиях, сознательно совершаемых. Например, сознательно спланированный поход на митинг расценивается как политическое участие, а случайное появление там не относится к участию. Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной); опосредованной (представительной). Прямое участие характерно для небольших политических общин, для местного самоуправления, референдумов, собраний, когда граждане непосредственно принимают участие в решении государственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, которые могут терять контроль над своими представителями. Тем не менее оно является единственно возможным в крупных политических системах. Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественные организации, а его основной формой - выборы. Английский ученый А. Марш предложил следующую классификацию типов политического участия: ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, устойчивость политической системы; неортодоксальное - несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы (протестное поведение); политические преступления - деятельность, связанная с использованием нелегитимного насилия (захват заложников, убийства, похищения, войны, революции, саботаж и др.). Политическое участие подразделяют также на автономное (свободная добровольная деятельность индивидов) и мобилизационное (имеет принудительный характер, стимулами становятся страх, принуждение). Последний тип участия направлен исключительно на поддержку политической системы, демонстрацию преданности правящей элите, всенародного одобрения непопулярной политики. Это квазиучастие (от квази - псевдо). Особое значение для государства имеют протестные формы политического участия граждан. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом, се нормам, ценностям; негативное воздействие индивида (группы) на сложившуюся ситуацию или конкретные действия властей. К протестным формам относятся митинги, демонстрации, шествия. Факторами недовольства могут быть экономический спад, рост налогов и цен, утрата привычного социального статуса. Протест возникает прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду улучшить свое положение, а не у тех, кто стабильно живет плохо. Возможна активизация протеста и при экономическом подъеме, когда рост ожиданий обгоняет экономические возможности удовлетворения потребностей. В любом государстве политический протест протекает в конвенциональных (разрешенных властями) акциях и неконвенциональных формах (запрещенных действиях). Чтобы придать протесту цивилизованную форму, необходимо обеспечивать Реализацию политических прав. Крайней формой неконвенционального протеста является политический терроризм, цель которого – убийства, провоцирование взрывной ситуации в стране, захват заложников. Ядро террористических организаций составит лица в возрасте от 20 до 30 лет, зачастую с завышенными притязаниями, агрессивные, обвиняющие других в собственных неудачах. Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов, как на местном уровне так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии R таком обществе политические элиты играют роль лояльных слуг общества, адекватно представляя интересы масс. Политический процесс состоит из действий. Политическое действие - вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Понятия «политическое участие» и «политическая деятельность» в учебной литературе не всегда разводятся. Понятие «политическое участие» сложилось в политологической литературе в рамках поведенчески ориентированных исследований, где начальной точкой анализа является отдельный индивид. Понятие «политическая деятельность» формировалось в рамках исследований, где анализ начинается не с отдельного индивида, а социума как целостности. Итак, политическая деятельность социальных групп и индивидов связана со стремлением усовершенствовать или изменить социально-экономический и политический порядок. Политические действия связаны с выражением интересов различных групп. От того, какой идеологии придерживаются участники политического процесса, зависит, направлена ли их деятельность на революционные изменения общества или на его реформирование. В любой политической системе имеются также определенные нормы, правила игры, которые обязаны соблюдать участники политического процесса. Различают позитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы прекратить что-то делать. Политические действия можно разделить на рациональные и иррациональные. Рациональное действие означает, что его агент (субъект) имеет четкое представление о целях, знает адекватные им целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, пи она не приводит к желаемым результатам. Политические действия могут быть стихийными или организовонными. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы. Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. Максимальным радиусом влияния обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война. Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Социальные революции возникают как следствие нарастания противоречий в обществе, потери властями легитимности. Революционный взрыв могут вызвать война, политический кризис, интервенция, тупики в решении социальных проблем, политическая коррупция и т.д. Выделяются следующие типы социальных революций: антиимпериалистические (национально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, народные, народно-демократические, социалистические. В связи с тем, что не все слои населения поддерживают революционные изменения в обществе, формируется движение, которое выступает против революции. Контрреволюция - это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями и теми, кто порвал с революцией. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. Открытое сопротивление народа законной власти может выражаться в мятежах, бунтах, крестьянских войнах. Бунт - результат возмущения масс действиями местных властей, перерастающего в беспорядок, погромы. Второй тип политических действий составляют реформы. Они ведут к общественным переменам, не подрывая основ существующего строя и власти правящего класса. Классическим приором успешных реформ, проведенных в XX в., можно считать реформы в развитых странах, которые способствовали решению многих социальных проблем, предотвращению социальных конфликтов. К третьему типу политических действий относятся политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор. Они ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия. Государственные перевороты – это, как правило дело рук представителей аппарата власти или самих правящих групп, тогда как путч – дело политических аутсайдеров. Примером специфических политических действий служат митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры. Специфическим типом политических действий является популизм, который принято определять как деятельность, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Популист в современной политике – это деятель, заигрывающий с массами. В современных условиях разумной альтернативы реформам нет. Всем политическим силам необходимо стремиться к согласию, создавая атмосферу доверия. Альтернатива гражданского согласия – вражда. Насилие порождает только ответное насилие и вражду. Непрепятствование событиям идти своим чередом называется абстенционизмом. Люди, устраняющиеся от занятия гражданской позиции, иногда полагают, что находятся вне политической игры, вне интересов групп. Однако на практике такая позиция укрепляет определенную политическую линию. Абстенционизм практикуется изнутри и вне политической системы. Нейтралитет некоторых государств может рассматриваться как внешний абстенционизм. Отказ от участия в выборах, голосовании называют абсентеизмом.