Перейти к основному содержанию
0 / 37
Требуемые условия завершения

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ

План лекции

1.Введение.

2. Протосоциология.

3. Возникновение социологической науки.

4. Основоположники социологии.

5. Классическая социология конца 19 – начала 20 века.

6. Социология в России.

7.  Основные направления развития современной социологии.

Основные понятия: социальная философия античности, стратификация Платона и теория среднего класса (полития) Аристотеля; социальная физиология Сен-Симона;  социология О.Конта, позитивизм, социальный факт, социальная статика и социальная динамика; Г.Спенсер – теория эволюции, социальный организм, социальная дифференциация, социальная эволюция, социальный контроль; Э.Дюркгейм – теория социального реализма, групповое сознание, социальное здоровье, коллективность, солидаризм; М.Вебер – понимающая социология, теория социального действия, типы социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное, всеобщая рациональность.


ВВЕДЕНИЕ

Первая проблема истории социологии – где её начало?

На этот счет существует несколько точек зрения. Самая распространенная – есть этапы возникновения и развития социального знания, подводящие его к научному уровню в 19 веке.

Вторая точка зрения утверждает, что социология существует столько же, сколько существует само общество, ею изучаемое.

Третья, самая фундированная, связывает появление социологии в середине 19 в., с радикальными преобразованиями в обществе, которые потребовали  достоверного знания об обществе, происходящих в нем процессах и способах грамотного, научного управления им. Существуют и другие, частные и специфические подходы.

В данной лекции в основу положен первый подход.

В формировании концепции социального знания можно выделить четыре основных этапа: 1) первичный синкретизм (нерасчлененность), 2) начальная дифференциация (Античность, Средневековье, Просвещение), 3) основатели научного подхода (середина 19 – начало 20 вв.), 4) развитие социологии и междисциплинарная специализация. Первые два этапа условно обозначим термином «протосоциология».


ПРОТОСОЦИОЛОГИЯ

 Итак, социальное знание создавалось и накапливалось в течение многих тысячелетий. Всем другим подходам предшествовала религиозная традиция, поскольку религия возникает раньше других форм общественного сознания. Господствовало  представление о создании не только  материального мира, но и установлении законов  его существования сверхестественными силами, места в нем человека. Божественное начало возникает в космосе, поэтому его система более упорядочена, чем земная. Оно же санкционирует, если не создает, соответствующие земные порядки, т.-е. Божественное начало выступает и первоисточником и ведущим принципом, и господствующей тотальной идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представлений, взглядов, точек зрения. Вместе с тем, есть различия в земных порядках в зависимости от способа связи божественного, небесного начала с земными отношениями. Так, в представлениях древних китайцев, «Силы Неба» через особу «Сына неба» (он же «Отец людей», он же «Совершенномудрый») расставляют всех людей по местам и определяют их статус с набором прав и обязанностей: помощники Отца людей – «Благородные мужи», исполнители их воли – чиновники-«мандарины» и простой народ.

    По представлениям древних египтян, на вершине пирамиды власти находятся персонифицированные в зооморфной и антропоморфной, а то и гибридной форме боги, которые управляют судьбами людей непосредственно и через особу фараона. Последний и сам после окончания земного жизненного пути становится богом, поэтому его главная прижизненная забота – подготовить себе достойную гробницу, где будет сохраняться его мумия и чем дольше, тем он могущественнее и храм при гробнице, где ему будут приносить жертвы и поклоняться. На следующей иерархической ступени располагаются жрецы- хранители знания и аристократия. Внизу социальной лестницы находится, разумеется, простой народ.

Главная идея этого периода: поскольку земной порядок – часть мирового космического, постольку соблюдение его обязательно.  Нарушение существующих в обществе (установленных богами) традиций, моральных и нравственных норм – это покушение не только на человеческий, но и мировой порядок (вызов богам). Отсюда детальная регламентация поведения, запреты и наказания - индивидуальные (жена Лота, превратившаяся в соляной столб, изгнание из рая Адама и Евы) и коллективные (Содом и Гоморра, всемирный потоп).    Неприязнь к изменениям, а значит и нововведениям, почтение к традициям и опыту предков, делали древние общества очень устойчивыми. Другая важная идея – идея цикличности мирового процесса. Мир в целом и общество, как его органическая часть, возникает, переживает время расцвета, потом постепенно угасает (это угасание в обществе сопровождается «порчей нравов», разрушением традиций) и гибнет. Однако после этого начинается новый цикл, и так до бесконечности. Наиболее ярко такое представление проявилось в  Индуистской мифологии.

 Еще одно характерное для древности представление – представление о сакральном характере политической власти. Правитель, вождь, царь считались священными фигурами, от которых напрямую зависит не только благоденствие подданных, но и состояние мира. Кстати, такие представления сохраняются, в известной степени, и в современности.

Мифологический, с переходом к религиозно-философскому подходу демонстрируют  священные (религиозные) книги, например, Веды и Упанишады,  учения Будды и Зороастризм, а также размышления мыслителей древнего Китая Конфуция, Лао Цзы, Мо Цзы, Сюнь Цзы и др.

Сюнь Цзы, например, различает в человеке природное и социальное. По природе человек зол и необуздан, поэтому нуждается в воспитании. Общество посредством морали и закона должно воспитывать человека. Законы и нравственные нормы были созданы не небом и богами, а древними людьми и мудрыми правителями. Все люди от природы равны, обладают равными возможностями для праведной жизни и совершенствования, однако не все реализуют эту возможность. Поэтому, при равенстве возможностей людей, в обществе неизбежно неравенство.

    Конфуций обосновывает идею социального мира между сословиями через воспитание у народа соответствующих моральных качеств. Основная добродетель для всех – подчинение, послушание в отношении всех старших, от почтительного отношения к родителям до преданности правителю. Высшие слои общества, кроме того, должны соблюдать ритуалы, проявлять человеколюбие и заботиться о подчиненных.

   Следующий, второй этап, связан со становлением философско-рационального мышления, попыткой проанализировать общество без ссылок на мифы и предания. Социальное знание – часть (аспект) общей культуры. Этот процесс характерен и для восточной и для западной культуры, но наиболее ярко его осуществили  древнегреческие мыслители эпохи древнегреческого просвещения (4-7в.до н.э). Крупнейшими из них были  «учителя мудрости – софисты» - представители демократической тенденции - Протагор, Горгий, Гиппий,  Ликофрон,  Фразимах и др., выдвинувшие многие идеи, из которых возникли различные социально-политические теории не только античности, но и средневековья, и нового времени:

- государственность возникает в ходе исторического процесса, а не дарована  богами или героями; 

- законы человеческого общества изобретаются самими людьми, а не богами и, следовательно, их можно изменять и совершенствовать;

- не может быть одной, общей для богатых и бедных справедливости.

Проблема «справедливости» как  опоры общества и основы его стабильности – одна из самых важных для древнегреческих философов.

Пифагор понимает «справедливость» как меру нормирования неравных отношений неравных индивидов», как «воздаяние равным за равное». Для Гераклита идеал общественного устройства – государство со справедливыми законами в основе которых – божественный логос. Социальные различия между людьми основаны на их отношении к логосу: чем более человеку доступен логос, тем более высокое положение он должен занимать. Демокрит тоже относится к справедливости как высшей ценности, утверждая, что общество есть продукт длительной эволюции, завершаемой созданием государства в результате целесообразной деятельности человека. Задача государства – всеобщее благо и справедливость.

   Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427 – 347гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Они изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, из которых следовали практические рекомендации о том, как усовершенствовать общество.

     Платон развивал идеи своего учителя Сократа,  рассматривавшего справедливость, добродетель и знание, как абсолютные божественные истины, доступные только и исключительно «мудрым пастырям», которые достойны управлять, на основе знания «царского искусства»управления. Принимая и продолжая это разделение, Платон в диалоге «Государство» предлагает фактически первую в истории стратификацию общества, выделяя слои граждан, обладающих разными добродетелями. Управляет государством высший класс -  мудрецы-философы, обладающие кроме мудрости также  мужеством, благоразумием и справедливостью. Но, обладая огромными привилегиями, высший класс не может избежать соблазна злоупотреблять властью. Чтобы избежать этого, надо лишить правящих мудрецов-философов частной собственности, которая развращает нравы людей. Кроме того, они должны быть не моложе 50 лет и вести аскетический образ жизни. Средний класс составляют воины, охраняющие общество-государство от смуты и беспорядка. Ну а чтобы они успешнее это делали их надо освободить от лишних забот – семейной жизни и ведению домашнего хозяйства – жены у них общие, а детей воспитывает государство. Низший класс – ремесленники и крестьяне.

     Ученику и критику Платона Аристотелю принадлежит вполне реалистическая теория происхождения государства: семья – объединение семей в селение и селений в государство. В работах «Никомахова этика», «Политика» и др. он дал первую систематизацию социальности людей, их общностей и осуществляемый ими контроль над людьми. Аристотель выделил как особое социальное явление – «НОМОС» - то, что регулирует и контролирует поведение – обычаи, нормы нравственности, права. Выделив социальные группировки, ранжировав их, Аристотель пытался найти наиболее совершенные их формы, заведомый «правильный» (справедливый) их порядок. Впервые в истории Аристотель заговорил о необходимости разделения властей, о стабилизирующей роли в обществе людей среднего достатка (среднего класса), которые должны составлять в обществе большинство.

    Средневековый  этап развития социально-философской мысли связан с распространением христианства. Взгляды христианских мыслителей отличались большим разнообразием и сочетанием древних мифологических мотивов, элементов греческой философии и собственно христианских идей. От мифологического мышления христианство унаследовало идею сакральности социального порядка, т.е. порядок в обществе понимался как отражение порядка на небесах, иерархии небесных сил – царя небесного и его присных ангелов и архангелов. Христианских мыслителей волновала также проблема несправедливости, зла, пронизывающих человеческое общество.

   Важнейшим вкладом христианства в понимание общества и человеческой истории стало преодоление идеи циклизма мирового (и исторического) процесса, характерной для (древнего) мифологического мышления. Христианство толкует историю как линейный процесс, имеющий определенную цель и смысл (Страшный суд и наступление непосредственного царства Божия). Восприятие истории как процесса, имеющего смысл и цель, настолько прочно вошло в сознание христианских народов Европы, что даже с падением влияния религиозного (христианского) мышления и утверждением мышления научного это восприятие не исчезло, а трансформировалось в привычную нам и сегодня идею прогресса.

     Достаточно противоречивым этапом развития социальной мысли была эпоха Возрождения. Наряду с повышенным интересом к философии, мифологии, античному искусству (отсюда само название эпохи), это время зарождения научных знаний, причудливо сочетающихся с языческими суевериями, астрологией, алхимией. Новым в социальной мысли стал гуманизм, новое отношение к человеку не как к греховному существу, а подчеркивание величия и достоинства человека как вершины и центра мироздания.

   Никколо Макиавелли  (1469 – 1527) – первым создал теорию общества и государства. Его «Государь» как бы продолжает линию платоновского «Государства», но акцент здесь не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Фактически это основы науки о поведении людей в обществе. Правитель должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться тремя основными законами-принципами:

1 - нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили;

2 - умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязанностей. Добиваясь власти, можно обещать всё, но потом выполнять обещанное не обязательно, иначе попадешь в зависимость от подчиненных, а где зависимость, там нерешительность, малодушие, легкомыслие;

3 - творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке и ответной благодарности (как поощрение).

   Выдающимся вкладом в развитие общественной мысли нового времени была разработка теории «естественного права» и «общественного договора». Сущность теории естественного права в том, что все люди, независимо от происхождения, наделены от рождения суммой естественных прав: на жизнь, свободу, личную безопасность, собственность и др. Эта теория объясняла происхождение государства из «естественного состояния» (у Гоббса это «война всех против всех», у Руссо – бесконфликтное существование), когда люди заключают договор по созданию государства, которому они обязуются подчиняться с тем, чтобы оно защищало их естественные права.  Таким образом, государство – это вторичный по отношению к обществу институт, цель которого – служить интересам граждан, а не наоборот, как считалось раньше, что индивид должен всемерно служить государству.    Теория общественного договора подрывала идею о божественном происхождении государства.

     Социальный философ Ш.Монтескье (1689 – 1755) анализирует формы политического правления, влияние природной среды на характер и нравы народов. Он выделяет нравы, обычаи и законы, различия между ними, обосновывает необходимость разделения властей. 

   Ш.Монтескье можно считать одним из основоположников социологического, научного подхода к изучению общества – стремление искать за социальными явлениями их причины и основания, которые нельзя свести ни к случайности, ни к произволу человека.

    Ш.Монтескье явился также одним из основателей географической школы в социологии и политологии. Географическая школа – направление в социологии и политологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почвы и т.д.) как определяющий фактор развития общества и государства.

   Одним из первых разработчиков теории общественного договора был  английский мыслитель    Томас Гоббс (1588 – 1679). Он разрабатывал теорию общественного договора как основу учения о гражданском обществе. Неправда, что люди от рождения склонны к сотрудничеству, они больше склонны к ненависти и зависти. Наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод. Побуждает людей создавать общество взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Страх объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство – наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества – взаимный страх, а не любовь и расположение.

Естественное состояние – война всех против всех или социальная борьба за выживание. Гражданское общество – высший этап развития, который покоится на общественном договоре и юридических законах. С появлением государства возникают учреждения (суд, армия, полиция и т.д.) защищающие собственность и человека.

   Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) один из передовых мыслителей эпохи Просвещения, ставивших задачу перестройки всей общественной жизни 18 века. Вместе с другими выдающимися представителями эпохи (М.-Ф.Вольтером, Д.Дидро и др.), он выразил основные тенденции развития социологической мысли этого времени. В их трудах отражена непримиримая борьба с уходящим феодальным строем, содержится острая критика существующих устоев, религиозной идеологии, подчеркивается необходимость вмешательства человека в общественную жизнь с целью избавления  от несправедливостей. Развивая идею прогресса человечества, они связывают её с развитием науки и просвещения. Как наиболее последовательный выразитель интересов беднейших слоев «третьего сословия», Руссо, разрабатывая свой вариант договорной теории, отвергает идею «просвещенного монарха» (Вольтер, Гоббс), возлагая надежду только на «общую волю народа». В трактате «Об общественном договоре, или принципы политического права» он выдвигает проект республики под знаменем «свободы и равенства», идею суверенитета народа, принцип народовластия. По его мнению, неравенство, царящее в обществе, обусловлено частной собственностью, ведущей к политическому неравенству и деспотизму.  Именно общественный договор, считает Руссо, призван обеспечить установление демократической власти, переход из действительного в гражданское состояние.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Большинство исследователей считает, что социальная мысль, существовавшая издревле,  стала называться «социологией» в середине – концу 19 века, когда крупнейшие социальные мыслители этого времени О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер, Э. Дюркгейм, М.Вебер и др. начали разрабатывать науку об обществе.

Различия между социальными учениями и социологической наукой - в  способе изучения общества, что связано с кардинальным отличием  общества античного или средневекового от процессов взаимодействия и совместной жизни людей в начавшуюся индустриальную эпоху. Новые условия породили новые подходы и потребности.   Первым фактором стала промышленная революция, когда в конце 18 – начале 19 вв. на основе внедрения в промышленность новых механизмов и новых технологий, использования новых источников энергии, потребовались и новые формы организации производства. Это привело к распаду традиционного образа жизни и складыванию новых форм взаимодействия не только в процессе производства, но и управления обществом в целом.

    Вытекающим из этого вторым фактором стала серия так называемых буржуазных революций. В ходе Американской войны за независимость, Великой французской революции и последовавших за ними других, может быть, не столь громких революций в Европе и Америке в политическую борьбу включились массы простых людей, прежде всего горожан имеющих собственность – лавку, мастерскую, доходные дома, фабрики и т.п. Новая организация государственной власти на принципах демократии и распространение избирательного права на всё большее число людей привели к появлению новых форм взаимодействия: массовых политических партий, агитации через прессу, политических забастовок, маршей протеста и т.д.

   В третьих, 19-й век – это время бурного развития капитализма с ростом городов, промышленности и торговли. Одновременно растёт влияние слоёв населения, которые связаны с этими видами деятельности.  Растет и значение людей, занятых умственным трудом, возникает новое видение мира. Возникает потребность в научном понимании общества и создании социальной науки. Все   крупные умы эпохи критиковали нарождающийся капитализм, пытались как-то объяснить связанные с его становлением проблемы и предопределить характер будущего общества, но делали это по разному. Социалисты-утописты предлагали умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале. Другие делали ставку на научные исследования уже существующих общественных явлений, пытались понять факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их разрешения.

 

 ОСНОВОПОЛОЖНИКИ  СОЦИОЛОГИИ.

    Огюст Конт (1798 – 1857) – считается одним из первых «отцов-основателей» науки социологии уже потому, что сам термин «социология» изобретен им. Его главные труды: шеститомный «Курс позитивной философии» и четырехтомная «Система позитивной политики».

    О.Конт выразил в своем творчестве идеал прогресса, политической и экономической свободы, надежду, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Чтобы вылечить больное общество надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Открытые этой новой наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.

   О.Конт настолько уверовал в своё детище, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину – выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии.

Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.

    Центральным звеном философско-социологических взглядов О.Конта является открытый им «великий основной закон интеллектуальной эволюции». Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии  развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

    На теологической стадии человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. Другими словами, на теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Поэтапно, сначала фетишизм, затем политеизм и наконец монотеизм. На этом последнем этапе место религиозного воображения начинает занимать опытное знание о связях и зависимостях явлений внешнего мира и жизни людей. Но теологический дух, по словам Конта, был необходим для «постоянного почитания моральных и политических идей», т.е. вопросы морали и политики решались во многом на базе религиозного сознания, прежде всего проповедуемых религиозных ценностей. Власть духовная на этой стадии принадлежит священникам, а мирская – военным, для которых главное – завоевательные войны.

   На метафизической стадии человеческое сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия достаточно абстрактны. Разного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых якобы являются предметы внешнего, в том числе социального мира. В качестве «общей сущности» назывались природа, космос, материя, дух как источники всех телесных и духовных явлений. Метафизический метод, ориентирующийся на познание реальных явлений, по мнению Конта «упрощал теологию и мало-помалу разлагал её».

В то же время, он не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не позволял окончательно избавиться от мифов. Духовная власть на этой стадии принадлежит метафизикам и литераторам, а военная деятельность становится преимущественно оборонительной.

   На позитивной стадии человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений. Теоретический и абстрактно-метафизический подходы к миру сменяются открытием и исследованием его законов. Знание законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. Истинная наука, по мнению Конта, сочетает наблюдение и предвидение и именно в рациональном предвидении он видел практическое назначение позитивной философии и социологии. Духовное управление на позитивной стадии осуществляется учеными, опирающимися на социальную науку, а мирское «индустриалами».

    На структуру нарождавшейся социальной науки сильное влияние оказали бурно развивающиеся в 19 в. физика, химия, биология. Это послужило естественно-научной предпосылкой возникновения теоретической социологии. Открытия социология совершает при помощи четырех методов:

- наблюдение – изучение памятников, обычаев, обрядов;

- эксперимент – революции и др. общественные потрясения;

- сравнение – сопоставление жизни разных народов;

- исторический метод.

 Эти методы должны применяться объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. 

По аналогии с разделами физики О.Конт разделил социологию на «социальную статику»- это теория общественного порядка, изучение элементов общества (семьи, государства, религии и т.д), их роли и взаимовлияния; и «социальную динамику»: осмысление проблем социального развития и изменения. В сущности последнее – это его теория прогресса.

   Социальный прогресс характерен только для человеческого общества и составляет его специфику, которая позволяет отделять социологию от других наук, в частности от биологии. Социальный прогресс, по мнению О.Конта, проистекает из врожденного инстинкта, который заставляет человека непрерывно улучшать во всех отношениях условия своего существования, развивать в целом физическую, моральную и интеллектуальную жизнь.

    Социально-политические воззрения Конта в значительной степени носят консервативно-охранительный характер. Так,  отстаивая необходимость частной собственности, он считал, что для народа не важно, в чьих руках находятся капиталы, лишь бы их употребление было выгодно обществу. Идеалом устройства общества Конт считал установление гармонии и солидарности всех классов и слоев социума. Достигается же это путем согласования мирского порядка (где положение людей определяется их местом в экономической и общественной жизни) и духовного порядка (порядка моральных добродетелей).

В соответствии с этим каждый должен стремиться стать первым не в иерархии власти, а в иерархии добродетелей.

    Середина и вторая половина 19 века были в истории Европы временем всеобщего увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под определяющим влиянием которого развивалась тогдашняя социология того периода. Эволюционная теория Ч.Дарвина стала одним из основных факторов идейного климата того времени. Эволюционизм, как ведущее направление общественной мысли, опирался на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве методов естественных и общественных наук.

    Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был известный английский ученый Герберт Спенсер (1820 – 1903). Он воспринял и развил  многие идеи О.Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме. Создавая систему синтетической философии, он пытался объединить все теоретические науки того времени.

    В основе его взглядов аналогия между биологическим и социальным организмами. Г.Спенсер является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.  Однако это целое – общество – не может и не должно поглощать отдельную личность.

   Общие черты  социологии Г.Спенсера:

1.Широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании социологических взглядов.

1.     Трактовка общества как организма на основе ряда аналогий между биологическими и социальными организмами:

а) общество, как и биологический организм (в отличие от неорганической материи) растет, увеличивается в объеме;

б) по мере роста общества его структура усложняется, так же как и структура организма в процессе биологической эволюции;

в) как и в биологических, в социальных организмах прогрессивное развитие структуры сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что усиливает их взаимодействие и все большую зависимость друг от друга;

г) как живые организмы, так и общество продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы (люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.

   Разработка оригинальной теории эволюции. Основные моменты его теории эволюции, в том числе социальной, это:

Интеграция – переход от простого к сложному;

Дифференциация – переход от однородного к разнородному;

Возрастание порядка – переход от  неопределенного к определенному. Г.Спенсер выделял три фазы «большой эволюции» - неорганическую, органическую и надорганическую, которые плавно переходят друг в друга. Социальная эволюция – часть надорганической, которая подразумевает скоординированную коллективную деятельность, по своим возможностям превышающую возможности любых индивидуальных действий. Поначалу социальное вырастает из простого сложения индивидуальных усилий, но потом, по мере роста размеров и сложности обществ, приобретает собственный характер.

 Социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Спенсер показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностям людей. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной, которая является частью всеобщей эволюции. Однако, по уровню сложности, темпам и последствиям она превосходит все другие встречающиеся в природе формы надорганической эволюции.

   Интересны также взгляды Г.Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе.

   Социальное равновесие Спенсер понимал как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает   как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, например, между эмоциями людей и их поведением, между спросом и предложением, между народонаселением и средствами существования (мальтусовское «давление населения» он называл «непосредственной причиной прогресса»), между обществом и личностью. Распад общества – это процесс обратный социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок под воздействием внутренних и внешних причин. Распад начинается с прекращения эффективной деятельности государственных институтов; становится малоэффективной деятельность «промышленных классов»; происходит уменьшение экономической и политической интеграции и возрастает роль дезинтегрированных движений; растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия.

   Представленная Спенсером картина распада общества актуальна и для понимания процессов происходящих в современности. Суждения Г.Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании многих проблем: общество как целостная система, пути достижения социального равновесия и стабильности, социальная эволюция как закономерный и прогрессивный путь развития общества и др.

   Заметен также вклад Г.Спенсера в разработку понятийного аппарата социологии. Так, он анализирует понятия «общества», «социальной структуры», «социального роста», «социальных функций» различных систем и органов общественной жизни. 

Он заложил фундамент понятийной системы социологии и структурно-функционального метода.

 

КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ

   Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – пионер практической социологии. При нем капитализм превратился в мировую систему, охватившую все континенты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомобили и аэропланы определяли лицо европейского общества 20 века. Э.Дюркгейм разработал методологию функционального анализа, которая применяется  в настоящее время, предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Социальные факты – это коллективные привычки, традиции, обычаи, обряды, другие правила поведения. Считать их фактами, достойными научного изучения, наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом.

   Но Э.Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Его исследование проблемы суицида, не только глубокое исследование важной социальной проблемы, но и классический пример, образец социологического исследования вообще. Суицид – социальный факт, т.е. результат не климатических, психологических факторов, или не только их, а продукт тех ожиданий, соглашений, которые возникают в результате общения людей. Как социальный факт суицид объясним с помощью социальных факторов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у селян, во время войны меньше, чем в мирное время и т.д. Почему? Чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и  индивидуалистичны, чем селяне и католики. В итоге индивиды, слабо связанные с жизнью группы, чаще склонны к совершению самоубийств, чем те, у кого эти связи сильны. Т.е., ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийств в современном обществе.

    Таким образом, одни социальные факты (самоубийства) он объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например, расстройству памяти. По существу, Э.Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.

   Главное в человеческом обществе – социальная солидарность, которая цементирует и сплачивает его. Сила, создающая общественное целое – разделение труда, т.е. специализация и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

   В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на надорганической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже степень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

   Заметным вкладом Э.Дюркгейма в социологическую теорию являются его исследования посвященные девиациям - отклоняющемуся поведению. Анализируя причины девиаций, Э.Дюркгейм выдвинул теорию аномии (греч.nomos – норма, закон + а частица обозначающая отрицание) – состояние полной дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.

    Э.Дюркгейм считает девиации столь же естественными, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало, которое заключается в том, что девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Кроме того, девиация способствует социальным изменениям, раскрывает альтернативу существующему порядку, ведет к совершенствованию социальных норм.

   Георг Зиммель (1858 – 1918) считается основоположником «формальной социологии», в которой выводы делаются на основе выявления логических связей, вычленения и исследования форм социальной жизни.

    Г.Зиммель внес заметный вклад в социологию групп. Он подчеркивал значение численности группы, от чего зависит выработка правил, организационных форм и других характеристик, т.е. только при определенном размере группы структурируются и образуют органы, основанные на разделении труда. Группа – это образование, которое обладает самостоятельной реальностью, существует по собственным законам и независимо от индивидуальных носителей. Она всегда стремится к самосохранению и продолжает существовать, даже если её покидают отдельные члены. Распадается группа чаще всего под внешним влиянием, например из-за властных действий, которые не отвечают групповым интересам.

   Интересуясь проблемами культуры, Г.Зиммель анализирует её через влияние денег на стиль жизни, отмечает перевес интеллекта над чувствами, рост культуры вещей при отставании культуры личностей. Денежное хозяйство обусловило специфическое разделение труда, которое стало причиной расхождения субъективной и объективной культуры, увеличения дистанции между людьми.

    Особенно значителен вклад Г.Зиммеля в систематику социологии. Он одним из первых определял предмет социологии как учение об обществе, которое познает все то, что в обществе действительно является общественным. Г.Зиммель исследовал такие социальные формы, как «господство и подчинение», «конфликты», много внимания уделял социальной типологии. Он классифицировал социальные процессы, социальные типы и модели социального развития. Хотя эти разработки во многом носили формальный характер, они оказали заметное влияние на концепции современной социологии многих авторов.

   Макс Вебер (1864 -1920) в отличие от К.Маркса, который считал главным для прогресса экономические факторы и верил в историческую миссию пролетариата, превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие.  «Класс», «государство», «общество» - понятия собирательные.  Мы говорим о «капиталисте», «банкире», «рабочем», как о среднестатистическом представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего «вообще» не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать «идеальными типами».

   Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», поскольку действия индивида, субъекта социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия, отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий. Само общество, по Веберу, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, по ассоциации с другими, обеспечивая значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой. Задачи понимающей социологии, по Веберу, понять и объяснить,

1)                посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления,

2)                 в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось 

3)                 какие последствия имели их стремления для осмысленного поведения других людей. 

   Говоря о  методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это только первый шаг, Второй, и более важный – поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. 

Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм – взаимодополняющие части социологического исследования. Это ядро научного метода.

     Но как выяснить мотивы? Ученый должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях  большинство людей поступает одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа:

- целерациональное – высокая степень осознания своих целей и  средств их достижения, использование ожидаемого поведения других людей для достижения своих целей;

- ценностно-рациональное действие совершается через понимание поведения, веру в  моральную, религиозную, эстетическую ценность определенного поведения;

- аффективное – особенно эмоциональное, чувственное;

- традиционное – основанное на силе привычки, общепринятой нормы. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

   Среди ключевых мыслей М.Вебера – идея всеохватывающей рациональности, т.е. разумно организованной ,целесообразной жизни: а) рациональное, предельно эффективное хозяйствование

б) рациональную бюрократию, т.е. хорошо отлаженное управление обществом;  в) рациональное право, т.е четкие и действенные нормы и правила, регулирующие отношения между людьми;  г) рациональную религию (протестантизм), воспитывающую в людях трудолюбие, бережливость, скромность, честность, аккуратность и т.д.

  

     СОЦИОЛОГИЯ  В   РОССИИ

    В развитии социологии в России можно выделить три этапа:

1 – дореволюционный – возникновение и развитие социологии как части мировой социологической науки.

2 – большевистский - (20-е – 50-е гг. 20в.).

3 – возрождение отечественной социологии (с начала 60-х гг.).

4 – современный - (с конца 80-х гг. 20в.)

    Первый этап характеризуется, как и в Европе, развитием социологической науки усилиями отдельных ученых, представлявших различные направления социологической мысли. Творчество таких крупных русских мыслителей, как П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский лежит в рамках этической и субъективной социологии. Выявляя закономерности развития общества, они большое внимание уделяли разработке теории общественного прогресса, под которым понимали переработку традиционных, склонных к застою общественных форм в «цивилизацию» с гибкими, динамичными структурами и отношениями. «Цивилизация» ими понималась как сознательное историческое движение, осуществляемое критической мыслью конкретных личностей.

    Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900) главной задачей социологии считал изучение солидарности, включая условия её возникновения, основные формы и их смену, а также механизм этой смены. Выделяя три вида солидарности – основанную на привычке, основанную на сходстве аффектов и интересов и сознательную солидарность, основанную на единстве убеждений – Лавров делает вывод, что началась историческая жизнь человечества только с появлением сознательной солидарности. Только те народы стали историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность. Внешним признаком существования этой формы солидарности является появление у народа интеллигенции, как носительницы солидарности, совокупности «критически мыслящих личностей».

     Заметный вклад в развитие российской социологической науки внес Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904). Как и Лавров он был против беспристрастности в социологии, которая изучает не только общество в его непрерывной динамике, но и возникновение и развитие общественности и кооперации её членов, то есть, социология изучает  реальную личность, чувствующего человека, поэтому и социолог не может быть просто наблюдателем. Раньше Э.Дюркгейма Михайловский стал изучать роль разделения труда в общественной жизни. Одним из первых в социологической науке он разрабатывает теорию личности. Важными факторами общественного развития должны быть благоприятные условия, которые должно обеспечить государство и активность самой личности. Н.Михайловский – ярко выраженный индивидуалист. Личность и общество дополняют друг друга и всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общества – вред личности.

      Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) – внес вклад в социологию прежде всего как автор «теории культурно-исторических типов» или цивилизации. Возражая против линейного и хронологического понимания исторического процесса ( древний мир,  средневековье, новое время), он утверждал, что в реальности общей хронологии для всего человечества нет, а та, на которой строится взгляд на историю человечества – это хронология только одной, западной или романо-германской цивилизации,  с теми моментами древней культуры, которые ею были заимствованы у египтян, вавилонян и других цивилизаций.

    В реальности невозможно разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, которые для всех означали бы одно и то же. Есть множество цивилизаций существовавших одновременно или последовательно и каждая имеет свою логику развития и проходит различные стадии.

    В центре социологических взглядов Максима Максимовича Ковалевского (1851 -1916) находится учение о солидарности и общественном прогрессе. Солидарность объединяет единое политическое целое – государство, под влиянием факторов мировой религии и международного торгового обмена, солидарность объединяет ряд государств, а в перспективе ведет к всемирному единству народов. Таким образом, прогресс общества он видел в росте человеческой солидарности, во все большем единстве людей и социальной гармонии. Отрицая идею К.Маркса о том, что противоречия в обществе разрешимы лишь через классовую борьбу, он утверждает, что на смену разобщенности между трудом и капиталом постепенно идет сотрудничество. Неизбежные конфликты можно улаживать мирно с помощью государства. Отсюда и революцию он рассматривал как противоестественную форму развития общества, т.е. как случайное или даже патологическое явление, следствие ошибок правительства.

    М.Ковалевский активно использовал сравнительно-исторический метод, был заметным продолжателем идей позитивизма.

    Одним из важных течений русской социологии был христианский гуманизм, представленный работами В.Соловьева, Н.Бердяева, В.Ильина. По мнению Владимира Соловьева (1853 – 1900), человеческим развитием от начала истории управляли три основные силы, три культуры, резко различающиеся между собой: Мусульманский Восток, Западная цивилизация и Славянский мир. Все, что находится вне их, не имеет мирового значения, не оказывает прямого влияния на историю человечества.

    Мусульманский Восток находится под преобладающим влиянием так называемой первой силы, которая стремится подчинить человечество на всех уровнях его жизни одному верховному началу, подавить его самостоятельность и свободу личной жизни. Один господин и аморфная масса рабов – проявление этой силы.

   Западная цивилизация находится под воздействием второй силы, прямо противоположной первой. Эта сила стремится разбить застывшее единство и предоставить широкую свободу частным формам жизни, свободу личности. Обе эти силы имеют отрицательный, исключительный  характер: первая отрицает прогресс, вторая – идею всеобщего единства, разрывает солидарность целого. Должна быть третья сила, способная дать человеческому развитию истинное содержание.

    Третья сила - это сила Славянского мира. Она освобождает  две первых от исключительности, примиряет единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и таким путем созидает целостность общественного организма.

На основе этой доктрины  Соловьев решает вопрос о национальной Русской идее. По Соловьеву – это вопрос о смысле существования России в современном мире, который он понимает как  исторический долг России восстановить на земле вечный образ Божественной Троицы, где каждое из трех органических единств есть всеединство, безусловная внутренняя связь церкви, государства и общества.  

    Николай Бердяев (1874 – 1948), признавая важность этой же проблемы, исследует её на широком историческом материале, показывая, как Русская идея становилась стержнем русской  национальной культуры.

    Завершая характеристику первого этапа отметим, что первые книги с названием  «социология» были опубликованы в России в 80-е гг. 19в. Тогда же появляется много переводных публикаций работ крупнейших социологов Европы – О.Конта, Г.Спенсера, Е.Маркса и др., менее известных социологов. В начале 20в. изданы учебники и популяризаторские работы Н.Кареева, М.Ковалевского, Е.де Роберти и др. В них анализируется вклад европейской социальной науки, но и присутствует самостоятельный подход к вопросу о социальных детерминантах.

    В 1908г. М.Ковалевским была основана первая в России кафедра социологии, а ученик М.Ковалевского, один из крупнейших социологов 20 века П.Сорокин, стал первым деканом первого в России факультета социологии, открытого в 1918г. в Петроградском университете. В 1916г. было основано Российское социологическое общество имени М.М.Ковалевского.

    Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) – крупнейший российско–американский социолог 20-го века, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сотен статей) во многом определили характер и основные направления развития современной социологии. Начав свою научную деятельность в дореволюционной России, он, как нелояльный советской власти, был выслан в 1922 году вместе примерно с двумя тысячами других крупных деятелей науки и культуры за границу Советской России. После недолгого пребывания в Германии, П.Сорокин переехал в США, где до конца жизни был профессором Гарвардского университета.   По П.Сорокину, общество – это «совокупность людей, находящихся в процессе общения». А феномен социального – в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов». Элементами взаимодействия, согласно П.Сорокину, являются: индивиды, акты(действия) и проводники общения (символы интеракции), т.е. язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру взаимодействия подразделяются на солидаристские и антагонистические, односторонние и двусторонние, шаблонные и неординарные. Социология, отмечал П.Сорокин, изучает специфические социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы, т.е. поведение взаимодействующих лиц. Таким образом, социология – это «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных». В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция – реакция). Вся социальная жизнь – это бесконечная цепная реакция акций-реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса.

   Исключительно велика заслуга П.Сорокина в разработке структуры социологии. В труде «Система социологии» он выделил три основных раздела в теоретической социологии:

- социальная аналитика (социальная анатомия и морфология);

- социальная механика, т.е. изучение социальных процессов;

- социальная генетика,   т.е. теория эволюции общественной жизни.

   Социология – наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких (тоже генерализирующих) наук, как экономическая теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства. Социология, писал П.Сорокин, - это «наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально- психологических явлений», «генерализирующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных связях»

    Второй этап.  После революции, в 20-е годы, развитие социологической науки шло чрезвычайно противоречиво. Основные теоретические разработки переместились в область философского исторического материализма, во многом вульгаризированного. Вместе с тем, специальные и конкретные социологические исследования – по проблемам труда, быта, культуры, социальной структуры – до начала 30-х годов проводились достаточно широко.

   Но с 30-х годов, после публикации книги Н.Бухарина (по мнению В.Ленина, крупнейшего теоретика большевистской партии) «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии.» остальная, не марксистская социология, была объявлена буржузной лженаукой (как впоследствии это же случилось с генетикой и кибернетикой). Эта «буржуазная социология» выступала инструментом социального контроля, сохранения эксплуататорской капиталистической системы и отвлечения от высоких идеалов пролетарской революции. Социология  после этого надолго была исключена из системы науки и образования. Тоталитарный коммунистический режим не нуждался в правдивой информации, научных исследованиях реальных социальных процессов

   Третий этап.  После длительного перерыва, в конце 50-х годов, в связи с либерализацией политического режима, социологическая наука в России (тогда Советском Союзе) получила возможности возрождения, хотя и ограниченные. В 1958г. была создана Советская социологическая ассоциация, в значительной степени формальная, практически не функционировавшая организация, но важно, что это был сигнал. С середины 60-х годов стала издаваться социологическая литература, в большой степени заидеологизированная и тенденциозная критика западных социологических теорий, но хоть таким способом широкая публика узнавала о социологии и ее проблематике. Начинают проводиться достаточно масштабные конкретные социологические исследования. При крупнейших вузах создаются лаборатории социологических исследований.  Таким образом, восстановление социологической науки шло с того, чем она за 30 лет до того закончила, т.е. вновь признали её прикладное значение и в 1969 г. в системе Академии наук был организован Институт конкретных социологических исследований (ИЕСИ), ныне Институт социологии АН России. Осознание  теоретической и практической значимости социологии произошло только с середины 80-х годов.

    Четвертый этап.  Завершение институционализации социологии в нашей стране происходит в конце 80-х годов, когда был создан ВЦИОМ (Всесоюзный, потом Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения) и ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали обычным явлением. Социология была включена как обязательный компонент гуманитарной составляющей системы высшего образования. Открылись широкие возможности контактов и интеграции с мировой социологической наукой.

 

ОСНОВНЫЕ   ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОЙ (АКАДЕМИЧЕСКОЙ)  СОЦИОЛОГИИ

     Современная западная социология представляет собой множество школ, направлений и теорий, что требует их каким то образом классифицировать. Самый простой способ классификации - разделить социологические теории на два уровня:

1 – макросоциологические теории, которые разрабатывались в основном усилиями европейских социологов. Главное внимание они уделяют глобальным структурам, сущности любого общества, анализу социальных институтов, а также изучению взаимосвязей между различными частями общества. Эти теории берут начало от «отцов-основателей» социологии – О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма и наиболее известные из них – структурный функционализм, теория конфликтов, технологический детерминизм.

2 – микросоциологические теории, которые изучают  общение людей в повседневной жизни – интеракцию, их взаимодействие,  рассматривают малые группы в определенных ситуациях, проблемы становления личности. 

Главная тема таких исследований – поведение индивидов, их поступки мотивы, определяющие взаимодействия между людьми, что в свою очередь оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены. Истоки этого подхода во взглядаз М.Вебера и представителей психосоциологии – Л.Уорд, Э.Торндайк, Г.Тард, В.Парето. Из современных академических теорий к ним относятся теория символического интеракционизма, феноменологическая социология, теория обмена, этнометодология.

     Функционализм (структурный функционализм) – одно из господствующих направлений в современной социологии. Первоначальный биологический вариант функционализма представлял  по сути теорию либерального капитализма. Позже получил развитие нормативный вариант, придававший большое значение общим ценностям, как основе социальной интеграции. Последний вариант функционализма – социально-кибернетический.

   В основе структурно-функционального подхода лежит представление об обществе как целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем.  С точки зрения функционализма всякое общество есть долговременная и устойчивая структура, элементы которой тесно связаны и образуют стройное целое. Каждый элемент этой целостности (подсистема) имеет определенную функцию, которая проявляется в осуществлении определенной деятельности, способствующей поддержанию существующей целостности в состоянии гармонического равновесия. Основу согласованного функционирования образует система коллективных нравственных ценностей, которые принимаются всеми индивидами как частями системы и которые связывают этих индивидов в интегральное целое. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно-функциональное единство.

    Основными принципами функционализма являются:

- принцип функционального единства общества (общество – единая закрытая система, все части которой работают согласованно);

- принцип универсальности (всякий элемент социальной структуры имеет положительную функцию в рамках целостной системы);

- принцип необходимости (всякий элемент социальной структуры является необходимой частью в рамках целого и обеспечивает непрерывность существования социальной системы);

- принцип динамического равновесия (всякая социальная система имеет специальные механизмы, которые сохраняют её  в равновесии или после его нарушения возвращают её снова в предыдущее равновесное состояние).

   Крупнейшим представителем функционализма в 20 веке считается Толкотт Парсонс (1902 – 1979), идеи которого оказали сильнейшее влияние на развитие всей социологии 20 века.  Он широко использовал естественно-научные данные и теории, считая, что естественные науки образуют фундамент гуманитарных и разработал на этом фундаменте и на основе синтеза (1) функционализма (социальной антропологии Б.Малиновского), (2) солидаризма и идеи «социального факта» Э.Дюркгейма (который идет от общества как объективной реальности к человеку) и (3) идеи социального действия М.Вебера  ( который идет от человека к обществу как целому) собственную общую теорию действия и в качестве её составляющей – теорию социальной системы. Согласно Парсонсу, любая социальная система существует стабильно, если в ней выполняются четыре условия:

1) - система должна быть адаптирована к окружающей среде, т.е. приспособлена к особенностям а) природы человека как биологического организма и как личности, б) среды обитания людей, в) культуры как системы ценностей;

2) – система должна быть саморегулируемой,  т.е. при изменении окружающей среды в ней должны вырабатываться цели и функционировать механизмы их реализации;

3) – система должна быть внутренне интегрирована, т.е. между её элементами должны поддерживаться устойчивые связи, а функционирование элементов должно быть скоординировано;

4) – система должна быть структурно стабильной, т.е. в достигнутом системой состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время.

   Человеческое действие – это сложная система, подсистемами которой являются :

- организм (биологическая система, обеспечивающая физическую возможность действовать); 

- личность (психическая система, обеспечивающая выработку целей действия); 

- социальная система (нормативная система, обеспечивающая комбинацию целей и средств действия, приемлемую с точки зрения окружающих); 

- культура (ценностная система, обеспечивающая поддержание в качестве традиций целей, средств и норм, регулирующих действие).

Система для Т.Парсонса в общих чертах характеризуется взаимозависимостью частей. На основе упорядоченного характера взаимозависимых вариантов, система имеет тенденцию к самосохранению, что обычно именуется равновесием системы. Если один элемент не вписывается в этот порядок, то либо происходит исключение элемента, либо другие части системы приспосабливаются к нему.

   Продолжателем разработки  теории функционализма стал его ученик Роберт Мертон (1910 – 2003). Считая, что подход Парсонса слишком абстрактен, а потому не применим в исследовании социальной реальности, Р.Мертон ставит задачу создать «теории среднего уровня», как своеобразный мостик  между осмыслением конкретных социальных фактов и абстрактными теоретическими схемами. Теории среднего уровня представляют собой понятийные конструкции, которые еще можно проверить и обосновать эмпирически, но это уже нечто большее, чем просто обобщение эмпирических данных.

   В отличие от Парсонса, отдававшего приоритет «функциональности», которая свойственна системе в целом и каждому её элементу, функционализм Мертона позволяет исследовать отдельные элементы структуры. Причем не только с точки зрения их функциональной значимости, способствующей поддержанию «социального порядка» (по Парсонсу), но и как дисфункциональные явления, возникающие вследствие конфликтных противоречий. Кроме явных функций, те или иные элементы социальной структуры  (по Мертону) могут иметь и латентные функции:

- явные функции – это те функции у которых совпадают сознательные субъективные намерения и  объективные последствия осознанных и намеренных действий участников системы, позволяющих её  регулировать;

- латентные функции – это те, у которых объективные последствия отличаются от субъективных диспозиций, которые не входили в намерения и не были осознаны.

Вещь, институт могут иметь как явные, так и латентные функции. Явная функция автомобиля – служить транспортным средством, латентные функции автомобиля связаны с престижем, который обеспечивает дорогая машина.

   Классическим примером социологического анализа Мертона, построенного на основе «теории среднего уровня», является рассмотрение им отклоняющегося поведения и аномии. Термин «аномия» предложил Дюркгейм для обозначения состояния недостаточности норм или их отсутствия. Теория аномии по Мертону – это теория причин преступности в современном обществе. Аномию он рассматривает в двух аспектах:

1) –это характеристика общества, в котором нормы поведения сильно ослаблены или отсутствуют вообще;

2)  - это и возможная характеристика отдельного индивида, если он социально дезориентирован, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества.

    Изучая виды социального поведения, включая девиантное, Мертон выделяет пять видов индивидуальной адаптации в зависимости от того принимает или не принимает человек культурные нормы. Это конформизм – готовность полностью принимать социальные цели общества и способы их достижения (лояльные и законопослушные граждане).

Это инновационность – социальные цели принимаются (повышение уровня благосостояния), но не принимают способы их достижения (воровство, рэкет, обман, мошенничество, злоупотребления).

Это ритуализм – социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (подлоги, стяжательство).

Это ретритизм – полное отрицание целей и любых средств их

достижения (анархизм, наркомания, бродяжничество).

Это мятеж, бунт – отказ от целей с одновременной их заменой новыми (политический терроризм, экстремизм).

    Конфликтологическая парадигма является как бы противоположностью функционалистических теорий, которые предполагают консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. В основе общественного развития лежит борьба различных социальных групп – утверждает конфликтологический подход. Одним из основоположников такого подхода является К.Маркс с его теорией классовой борьбы в рамках формационной типологии обществ. В середине 20-го века Р.Дарендорф, Р.Миллс, Л.Козер, К.Болдинг и др. обращаются к этой, вновь ставшей актуальной теме. Ральф Дарендорф (р.1929) свою теорию  конфликта противопоставляет как марксистской теории классовой борьбы, так и теориям солидаризма и функционализма. Потенциал конфликта неизбежно присутствует в обществе из-за различия интересов социальных субъектов и это приводит общество к определенной степени нестабильности.

   Дарендорф утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти и что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социального мира, по Дарендорфу, представляет собой поле битвы множества групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы.

   Социальный конфликт – не просто реальность, а норма развития социальной системы, средство реализации интересов различных социальных групп. По мнению Дарендорфа, конфликт – это оборотная сторона всякой интеграции, поэтому конфликтные ситуации так же неизбежны, как и процессы интеграции. Вопрос не в том как избежать конфликтов, а в том, чтобы направить развитие конфликта в определенное русло. Не   разрушать систему, а вести её к плавной эволюции. Дарендорф считает, что подавление конфликта наоборот ведет к его обострению, а рациональная регуляция – к «контролируемой эволюции». Поэтому главная проблема для Дарендорфа – методы регулирования конфликтов, не позволяющие им обостриться до насильственных форм.

   Чарльз Райт Миллс (1916 – 1962) был исключительным явлением среди американских социологов. С одной стороны он находился под сильным влиянием троцкистов (постмарксистская позиция), с другой стороны очевидно и заметно влияние исторического метода М.Вебера. Все это ставило его в положение аутсайдера в американской социологии с её преимущественно психологической ориентацией. Сквозными темами исследований Миллса были критика американского общества, бессилие и дезориентированность масс в современном индустриальном обществе, несмотря на его демократический строй.

    Социология, или то, что он именовал «социологическим воображением», должна была, по Миллсу, помочь

- правильно использовать избыток информации,

- разумно следить за мировыми событиями,

- понимать их значение для индивида.

   Мыслить социологически, значит учиться понимать историю и свой собственный путь и их отношение к обществу. Это включает также понимание культурного значения социальных наук. Цель социологии, по Миллсу, заключается в том, чтобы дать человеку возможность быть свободным, активно вмешиваться в историю, но в то же время не позволять собой управлять тем, кто стоит у власти, не позволять навязывать себе их мнение. Именно в демократическом массовом обществе, с его сверхорганизацией и скрытыми структурами власти, Миллс видел необходимость подобной эмансипации мышления.

    Большинство представителей конфликтологического направления в социологии признают неизбежность, необходимость и ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества и становятся источником его развития. Но чтобы конфликт был позитивным, нужно преодолеть его стихийность, разумно организовать, сделать социально контролируемым. В открытом демократическом обществе создаются легальные механизмы для урегулирования конфликтов. Такой конфликт из разрушительного превращается в созидательный,  не тормозит, а стимулирует позитивные изменения. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов свидетельствует о жизнеспособности общества.

    Технологический детерминизм – это направление в социологии включает ряд теорий, которые  считают уровень развития техники и технологии определяющим фактором общественной жизни. Наиболее известные из этих теорий:

– теория стадий экономического роста (У.Ростоу);        

- теория постиндустриального общества (Д.Белл);

- теория единого индустриального общества (Р.Арон);

- теория нового индустриального общества и конвергенции (Дж.Гэлбрейт) и др.

   Еще в начале 20-го века возникает большое количество частных (микросоциологических) теорий, рассматривающих малые группы в определенных ситуациях, проблемы становления личности, общение людей в повседневной жизни – интеракцию, их взаимодействие. Изучаются поведение людей, мотивы поступков. Наиболее известной из микросоциологических теорий является теория символического интеракционизма. Сторонники этого подхода считают, что люди реагируют на воздействие внешнего мира не инстинктивно как животные, а наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют, в первую очередь, на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки.

   Прежний опыт и взаимное понимание смысла символов  в большинстве случаев помогают общению. Но иногда значения символов непонятны, тогда становится труднее объяснить поведение человека. Когда незнакомец вступает с нами в разговор, мы пытаемся выявить скрытый смысл его поведения: - чего он хочет? – обмануть? – нуждается в помощи? – или его интерес вызван причинами романтическими?  Поскольку мы ничего не знаем о незнакомце, мы стараемся разгадать смысл его слов, действий и их мотивов, чтобы выбрать правильную ответную реакцию.

 Итак, сторонники теории символического интеракционизма анализируют поступки людей в повседневной жизни. Они выявляют значения, которые люди придают своим поступкам и факторы, обусловливающие эти значения.

 Наименование «символический интеракционизм», введенное

Гербертом Блумером (1900 – 1987) претендует на то, чтобы быть альтернативой как макросоциологическому функционализму, так и индивидуально-психологически обоснованному интеракционизму.  Символические интеракционисты исходят из того, что социальный процесс сосуществования создает и поддерживает правила, а не наоборот, лишь правила создают и поддерживают интеракции. Уже существующие правила должны в каждой новой ситуации действия должны заново интерпретироваться участниками действия и адаптироваться к данной конкретной ситуации.

   Согласно Г.Блумеру, символический интеракционизм основан на следующих предпосылках:

1 – люди действуют в отношении объектов (других людей и самого себя) на основании значений, которые придаются  людьми этим объектам;

2 -  значение есть продукт социального взаимодействия между индивидами, возникающий в процессе этого взаимодействия;

3 -  значения применяются и модифицируются в результате интерпретации знаков, окружающих человека (включая язык и другие символы);

4 – взаимопонимание есть результат однозначного восприятия этих знаков, способствующих установлению социального порядка.

    Гарольд Гарфинкель (1917 – 2008) разработал теорию этнометодологии. Предметом своей теории он называет рациональные свойства практических действий. Главное внимание обращается на изучение принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей в процессе их обыденных действий в общении с другими людьми. По мнению Гарфинкеля, «основная задача социологии состоит в выявлении рациональности обыденной жизни в противовес научной рациональности, в изучении методов, с помощью которых создается социальный порядок».

    Наиболее известными авторами теории обмена являются

Джордж Хоманс и Питер Блау. Это теория из группы теорий социального бихевиоризма, где основное внимание уделялось анализу внешних форм человеческого поведения и взаимодействия.

   Хоманс и Блау характеризуют социальное поведение как обмен деятельностью людей в зависимости от количества и вида вознаграждения. Сущность социального действия состоит в принципе «экономической рациональности», означающем:  

- каждый человек стремится в процессе общения получить наибольшую выгоду при наименьших затратах;

- если в определенной ситуации поступок приводит к успеху, то в похожих условиях человек будет действовать аналогично;

- наличие или отсутствие вознаграждения за поступок влияет на частоту его повторения;

- вероятность действий зависит от ценности вознаграждения;

- привычка получать вознаграждение уменьшает их ценность;

- отсутствие ожидаемого вознаграждения может вызвать гнев, возмущение, агрессию.  

    Люди вступают в социальные отношения с надеждой получить вознаграждения и продолжают эти отношения, если получают то, к чему стремятся. Вознаграждения могут быть разными – от орденов, почетных званий и высокой зарплаты до социального одобрения, уважения,  статуса и т.д.

    В заключение следует отметить, что в современной социологии отсутствует единственное и господствующее направление исследований, идет поиск новой синтетической социологической теории. Все более отчетливо кристаллизуется понимание того, что социология не может ограничиться созданием абстрактных теорий и поиском эмпирических знаний, которые обогащают исключительно саму науку. Усиливается практическая направленность современной социологии. Она все более осознанно берет на себя ответственность за состояние общества и человека.


Вы прошли 100% лекции
100%